Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD70.04
  • EUR76.96
  • OIL95.88
Поддержите нас English
  • 12498
Политика

Оружие массового искажения. Как российские телеканалы обходят санкции и продолжают вещать в ЕС

В ноябре немецкий Центр мониторинга, анализа и стратегий (CeMAS) опубликовал результаты опроса, согласно которому в Германии с апреля 2022 года значительно выросла поддержка конспирологических толкований войны России против Украины. В частности, около 44% немцев согласны (или отчасти согласны), что «Путин является борцом с глобальной элитой, которая втайне управляет миром». Несмотря на то что Евросоюз запретил новостным российским телеканалам вещание в Европе, российская пропаганда, как и ее аудитория, легко обходят эти ограничения. Русскоязычное население ЕС делится в соцсетях советами, как самостоятельно перенастроить спутниковую антенну или подключить российские каналы через приставку. Но самой эффективной площадкой для пропагандистов остается YouTube, ведь отследить и заблокировать все аккаунты просто невозможно.

Содержание
  • Спутниковые антенны

  • Приставки

  • Социальные сети

  • Видеохостинги

  • Альтернативные способы борьбы с пропагандой

Спутниковые антенны

В конце октября в латвийском городе Елгава полиция задержала мужчину, который устанавливал нелегальное телевидение и обеспечивал доступ к запрещенным российским каналам примерно в ста домах Елгавского района. В ходе обысков у него изъяли приемники телесигнала, кодовые карты и другое профессиональное оборудование. Мужчину обвинили в незаконной предпринимательской деятельности, в настоящее время он дожидается суда. В Литве еще в марте увеличились продажи спутниковых и телевизионных антенн. В основном спрос повысился в регионах вокруг Вильнюса, ближе к белорусской границе, потому что там до сих пор большой процент населения — русскоговорящие.

Французский спутниковый оператор Eutelsat в августе отключил канал «НТВ-Мир» на своем спутнике HotBird. «НТВ-Мир» был последним российским новостным каналом, вещавшим в Европе с европейского спутника. При этом Eutelsat продолжает транслировать российские госканалы на Россию, оккупированные территории Украины, Беларусь, Казахстан, страны Балтии, а также на Ближний Восток и Северную Африку.

Правозащитная организация «Репортеры без границ» обжаловала решение французского регулятора телевещания Arcom, разрешившего Eutelsat продолжать трансляцию российского ТВ через французские спутники. Жалоба была основана на докладе Комитета Дени Дидро о кремлевской пропаганде во Франции, к инициативе присоединились и несколько депутатов Европарламента, опубликовавшие открытое письмо министру иностранных дел ЕС Жозефу Боррелю. Пока что Eutelsat глух к этим требованиям: как неоднократно писали, французская компания давно и продуктивно ведет бизнес в России, а ее российской «дочкой» управляет Николай Орлов — сын бывшего российского посла во Франции Александра Орлова.

Французский телеоператор Eutelsat давно и продуктивно ведет бизнес в России

Но даже после отключения российских каналов от европейских спутников можно перенастроить тарелку на российские Express-AM8 и Express-80. Подобные инструкции есть в социальных сетях и на YouTube. Так, Евгений Кучер, родившийся в Сумской области Украины, а ныне проживающей в Молдове на границе с Румынией, на своем канале с начала войны выложил не менее 15 таких видеоинструкций. Остальную часть его контента составляют стримы о политике, в которых он рассказывает, как Украина «восемь лет бомбила Донбасс». Однако в основном такие инструкции выкладывают обычные русскоязычные телемастера, к которым часто обращаются клиенты за настройкой российского ТВ.

Советы по настройке также доступны на форумах, к примеру, русскоязычных жителей Германии. Спутниковые тарелки покупаются на AliExpress или даже в «русских магазинах» в Германии, также их можно заказать у дальнобойщиков из России. Некоторые поздние переселенцы на своей машине сами привозят тарелки с родины. Наказание за нелегальный просмотр телеканалов введено только в Латвии. Максимум, который может грозить зрителю российского ТВ, — штраф до 700 евро.

Впрочем, перекодировать спутниковую антенну самому сложно, а заказать мастера на дом достаточно хлопотно и затратно. Куда большей популярностью пользуются различные приложения и приставки с функцией просмотра каналов на телевизоре через интернет.

Приставки

6 июня немецкий видеосервис «Kartina TV», до недавнего времени — один из главных ретрансляторов российских телеканалов в Европе, опубликовал у себя на сайте сообщение об отключении российских телеканалов «Россия РТР/РТР Планета», «Россия 24/Россия 24» и «ТВ Центр/TVCi/ТВЦ». Причиной сервис назвал принятие Евросоюзом шестого пакета санкций против России, согласно которому вещание этих телеканалов объявлялось вне закона. Вскоре на своем форуме в разделе «Часто задаваемые вопросы» видеосервис опубликовал ответы на такие запросы клиентов, как «Верните мне отключенные каналы» и «Удалите украинские каналы».

Раздел «Часто задаваемые вопросы» на форуме «Kartina TV».
Раздел «Часто задаваемые вопросы» на форуме «Kartina TV».
Kartina TV

«Kartina TV» — это приставка со своим собственным программным обеспечением с предустановленными каналами и стриминговыми платформами. Таких видеосервисов множество, и не все они зарегистрированы в прозрачной юрисдикции. К одному из таких нам удалось подключиться. В списке есть практически все российские новостные каналы: Первый, «Россия 1», НТВ, РЕН ТВ и т. д. Сервис позиционирует себя как «официальный оператор русского ТВ за границей» и информирует на своем сайте о том, что «имеет лицензии на показ всех каналов, входящих в семейство Первого канала». В контактах указаны телефоны с кодом Германии, однако компания зарегистрирована на Кипре.

Приложения новостных российских телеканалов заблокированы в Play Market и AppStore, но Android-приставка позволяет установить эти файлы напрямую, например, через менеджер файлов. Также очень многие русскоговорящие ведут Telegram-каналы, в которых делятся инструкциями, как самостоятельно настроить себе российские каналы через приставку. К тому же AppStore и Google Play Market, удалив официальные приложения российских телеканалов, оставили все остальные — и, если ввести из любой европейской страны соответствующий запрос, можно обнаружить множество приложений с российскими госканалами. Их разработчики, судя по всему, никакого отношения к России не имеют — они делают похожие сервисы и для доступа к телевидению других стран.

Экс-координатор штаба Навального в Кургане Алексей Шварц, сейчас живущий в Германии и продолжающий сотрудничать с ФБК, считает, что с Android-приставками, транслирующими российские каналы, бороться сложно:

«На любое Android-устройство можно накатить стороннее приложение тех же самых каналов, и они будут вещать. Нужно сильно заморочиться, чтобы приложения перестали показывать российское ТВ. Если официальная часть Play Market и AppStore такое может, то неофициальные установочные приложения на Android такое уже не сделают. Другое дело, что нужно покупать приставку, нужно покопаться с ней, а на это тоже уже не все пойдут».

Помимо этого, в Европе набирает популярность схема под названием «кардшеринг» — метод, благодаря которому несколько независимых приемников могут получить доступ к просмотру платных каналов спутникового или кабельного телевидения, используя одну карту доступа. Для этого необходим лишь выход в интернет. Фирма или частное лицо в России покупает доступ для спутникового или кабельного ТВ и «раздает» этот доступ другим людям, в том числе и за границей. Человек в европейской стране покупает обычную приставку, заходит на сайт российской компании, предоставляющей услуги кардшеринга, оплачивает доступ (в районе 3–5 евро в месяц) и получает логин и пароль для доступа к российскому ТВ. The Insider нашел множество сайтов, предлагающих услуги кардшеринга для просмотра российских каналов. Оплата в них производится через через казахские или белорусские банки, которые не попали под санкции.

Социальные сети

Немецкоязычный YouTube-канал RT был удален за фейки о массовой смертности от вакцинации в сентябре 2021 года. В конце мая 2022 года схожая судьба постигла немецкий канал RT в TikTok. Немецкий регулятор ZAK заблокировал RT DE, который вещал из Сербии, еще в начале февраля, до полномасштабного вторжения, но власти страны не слишком активно борются с российской пропагандой в интернете и на смарт-ТВ. Желающие посмотреть сюжеты RT могут свободно зайти из Германии на зеркало старого сайта с сюжетами на немецком. В Германии, Франции, Финляндии и других странах доступны для просмотра также сайт Первого, «России 1», НТВ и других российских новостных телеканалов.

The Insider обнаружил целое «семейство» Telegram-каналов и чатов на немецком языке, распространяющих пророссийскую пропаганду. Определить, что они связаны между собой, несложно — они делятся ссылками друг на друга. Например, в одном из них ежедневно появляются новостные выпуски RT, которые разносятся по другим каналам. В другом постятся анонсы и видео прошедших в Германии пророссийских митингов. У последнего есть даже отдельный чат для обсуждения политики, канал с мемами, фан-клуб Путина, а также сайт Free-People.

Большинство из этих Telegram-каналов были созданы еще до пандемии. Самый популярный — Anti-Spiegel с 95 тысячами подписчиков — в мае 2019 года. Это блог одного из самых известных российских пропагандистов в Германии — Томаса Рёпера, с конца 90-х он живет и работает в Санкт-Петербурге. Рёпер вещает не только через Telegram, у него есть сайт, YouTube (более 100 тысяч подписчиков), Twitter и Facebook. Однако, судя по частоте обновлений, главной площадкой для пропагандиста все же остается Telegram. Во время пандемии COVID-19 пророссийский блогер активно распространял фейки о вакцинации, а с началом полномасштабной войны России с Украиной превратился в Z-военкора, который ездит по Донбассу и рассказывает о «зверствах» «нацистской хунты». Берлинский институт CeMAS называет Anti-Spiegel одним из самых популярных «альтернативных» новостных сайтов в немецкоязычных каналах и группах Telegram, посвященных теориям заговора. При этом ни один из блогов Рёпера до сих пор не заблокирован.

Несмотря на то что Telegram далеко не самый популярный мессенджер в Европе, его доля во время пандемии значительно выросла, по крайней мере в Германии. Сейчас она, по разным опросам, колеблется между 15 и 18% респондентов. Это с тревогой отмечали в сюжете немецкого телеканала ZDF:

«Первоначально запрограммированный на безопасное общение диссидентов в автократических режимах, Telegram превратился в убежище для экстремистов: отрицатели пандемии, правые экстремисты и даже криминальные организации могут общаться там практически беспрепятственно».

Власти Германии говорят, что, несмотря на многочисленные запросы по удалению экстремистского контента, Telegram их просто игнорирует. По словам Шварца, сами немцы считают Telegram «даркнетом», а пользуются им преимущественно выходцы из стран СНГ.

Одной из основных платформ для пропаганды остается и российская социальная сеть VK (прежнее название — VKontakte), которую курирует сын первого заместителя главы администрации президента Владимир Кириенко. Сайт VK заблокирован в некоторых странах, например, в Латвии.

Видеохостинги

YouTube остается важной площадкой для российских пропагандистов. Ежедневные сводки новостей удаленного оттуда RT разлетелись по множеству мелких неофициальных каналов, которые сложнее отследить и удалить. Их задача — продвигать в топ видео, накручивая просмотры и комментарии с помощью ботов, чтобы условного Соловьева увидело как можно больше пользователей YouTube, считает Алексей Шварц. Остаются и каналы «неофициальных пропагандистов» Кремля вроде Юрия Подоляки и Анатолия Шария. Они регулярно блокируются и возрождаются заново под новыми названиями, однако сторонникам Путина найти их не составляет труда благодаря рекомендациям YouTube. Например, новый канал Подоляки создан всего три недели назад, однако у него уже 40 тысяч подписчиков.

Как обнаружил The Insider, российские телеканалы могут закупать размещение трансляций у YouTube-каналов, которые, к примеру, ведут игровые стримы. Например, канал под названием «Ура Игра» (в профиле в Steam написано, что его якобы ведет некий Олег Лебедев из «Свердловск, Россия»; впрочем, профиль Лебедева в VK заблокирован из-за «подозрительной активности»), который существует с 2017 года и насчитывает больше 30 тысяч подписчиков, осенью неожиданно начал вести непрерывную трансляцию программы «60 минут» с Ольгой Скабеевой и Евгением Поповым. В октябре у «Ура Игра» также появился Telegram-канал, в котором админ начал выкладывать ссылки на российские новости на платформе Smotrim. В сообществе в VK у «Ура Игра» есть прайс-лист с ценами на рекламу, поэтому не исключено, что данное размещение произошло на коммерческой основе.

Передачи RT продолжают распространяться в Европе через видеохостинги Odysée и Rumble, известные отсутствием модерации. Во время пандемии оба сервиса стали своего рода прибежищем для COVID-диссидентов (число посетителей Rumble с 2020 по 2021 год увеличилось в 31 раз). Теперь же обе платформы транслируют контент RT. И если Odysée в конце концов согласилась удалять выпуски RT France (об этом The Insider сообщил координатор Комитета Дени Дидро Андре Ланж), то глава Rumble, канадский предприниматель Крис Павловски, публично отказался это делать, написав в Twitter, что отключит Францию от своего видеохостинга. Именно французское правительство требовало от Rumble заблокировать российские новостные ресурсы, однако контент видеохостинга доступен из любой страны Евросоюза.

Альтернативные способы борьбы с пропагандой

Несмотря на ситуацию с Rumble, Андре Ланж отмечает, что добиться сотрудничества от цифровых платформ легче, чем от спутниковых операторов и национальных регуляторов вещания. В пример он приводит руководство Twitter, которое недавно заблокировало аккаунт, распространивший фейк о том, что дедушка президента Еврокомиссии Урсулы фон ден Ляйен был нацистом. (Точно такой же фейк, только о канцлере Германии Олафе Шольце, был запущен в апреле телеканалом «Россия 1».) Однако часто Twitter только объявляет, что заблокирует аккаунты с агрессивными высказываниями в адрес украинцев, но на деле этого не происходит.

Согласна с Ланжем и Карина Урбанавичюте, проектный менеджер международной независимой организации Debunk EU, которая занимается исследованием дезинформации и повышением медиаграмотности. Урбанавичюте вспоминает инициативу организаций по борьбе с экстремизмом в США и Австралии, которые добились от Facebook, чтобы при запросе в соцсети конкретных слов и терминов, связанных с насильственным экстремизмом (таких, как «Хайль Гитлер»), всплывала автоматическая ссылка на организации Life After Hate и EXIT Australia, предлагающим помощь людям в поиске безопасного выхода из экстремистских группировок. По мнению исследовательницы, в этом и кроется ключ к успеху в противостоянии российской пропаганде — не запрещать людям смотреть, а сфокусироваться на том, как они обрабатывают информацию:

«Нужно понимать, что заблокировать все просто невозможно. Поэтому надо не только контролировать информационное пространство, но и развивать медиаграмотность со школы, как в Финляндии, например. Оба способа занимают очень много времени и дадут эффект после 5–10 лет. Что касается людей в возрасте и воздействия пропаганды на них, здесь все еще сложнее. Согласно исследованиям, люди верят теориям заговора, потому что им так комфортно. Также многим людям комфортно смотреть российские каналы, потому что они подтверждают то, чему они уже верят. Должно случиться что-то, чтобы не было комфортно оставаться в этом пузыре».

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari